{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Ксения Ульянова Создатель канала @medicalksu. Директор по развитию MedicalNote 08 декабря 2017г.
Медтех 2017
Поговорим о самых значимых событиях в медтехе в 2017 году и трендах на 2018 год

Олег Смирнов:

Добрый вечер! В эфире Mediadoctor, программа «Медицинские гаджеты». И в гостях у меня сегодня Ксения Ульянова – директор по развитию Medical Note. Ксения, рад тебя видеть в студии.

Ксения Ульянова:

Спасибо большое, что пригласил.

Олег Смирнов:

Представь свою компанию. Чем вы занимаетесь? Что такое Medical Note?

Ксения Ульянова:

Medical Note – это мобильное приложение для всей семьи, сервис для поддержания здоровья. Это медкарта, консультация и медицинский консьерж, то есть наш специалист помогает найти нужного врача рядом с домом и все остальное.

Олег Смирнов:

Все остальное – это что?

Ксения Ульянова:

Мы также поддерживаем гаджеты для мониторинга заболеваний.

Олег Смирнов:

Прошел Московский инвестиционный медицинский форум, были «IT & Med», закончилось «Здравоохранение-2017». То есть выявилось достаточно много вовлеченных людей в телемедицину, и можно, наверное, говорить о том, что закон о телемедицине, который стартует с 1 января 2018 года, будет поддержан и уже будет какое-то наполнение к нему. С чем вы входите в закон о медицине, непосредственно ваша компания?

Ксения Ульянова:

Мы сейчас не будем развивать телемедицину.

Олег Смирнов:

Вообще крест ставим?

Ксения Ульянова:

Нет, может быть, и будем в перспективе, но сейчас первичная консультация запрещена, закон работает только на вторичку. После посещения врача можно уже говорить о заочной удаленной консультации. Соответственно, мы будем поддерживать сервис медицинский консьерж – это поиск хорошего узкоспециализированного врача рядом с домом по ценовым параметрам, то есть то, что пациенту нужно.

Олег Смирнов:

Больницы развивают свои МИСы, то есть частично им спускаются рекомендации от Минздрава, частично им предлагают разработку уже готовые крупные софтверные компании. Каким образом вы собираетесь интегрироваться к ним, если говорить про поиск врачей? И что такое «хороший врач»? Ни в одном МИСе балльность врачей не стоит.

Ксения Ульянова:

У нас очень хитрая система. Мы будем мониторить и соцсети, и всевозможные рейтинги в Интернете, сайты, например, «ПроДокторов», «DocDoc».

Олег Смирнов:

Ты знаешь, одна из моих профессий – это SЕОшник. И я знаю, что такое заказные отзывы и что такое формирование, то есть я любого врача могу сделать либо хорошим, либо плохим.

Ксения Ульянова:

Например, в Facebook отличное сообщество «Найди врача». Я, как специалист, уже достаточно давно работаю в медицине, я умею вычислить, и я знаю, что такое SЕО-оптимизация. Я умею вычислить отзыв.

Олег Смирнов:

Это ты умеешь, я умею, а пользователь как будет?

Ксения Ульянова:

Есть программка, которая проходится по всем этим отзывам, поэтому это у нас уже свое ноу-хау.

Олег Смирнов:

У вас завтра стартует конкурс. Расскажи.

Ксения Ульянова:

Да, «Выиграй iPhone». Нужно пройти на лендинг нашего конкурса. Mednote.life/ru/promo. Там будет анкета, ее нужно скачать, ответить на вопросы. Но предварительно нужно установить наше мобильное приложение Medical Note.

Олег Смирнов:

Значит, сначала нужно установить?

Ксения Ульянова:

Установить, ответить на вопросы нашей анкеты и прислать нам. И тогда мы из наиболее полно заполненных анкет выберем победителя.

Олег Смирнов:

А вы будете выбирать или искусственный интеллект будет выбирать?

Ксения Ульянова:

Скорее, тут будет и то, и другое использоваться.

Олег Смирнов:

То есть конкурсно будете выбирать анкетки – насколько хорошо заполнено?

Ксения Ульянова:

Да.

Олег Смирнов:

На мой взгляд, телемедицина делится на две истории. То есть чисто софтверная история, это где нейросети, где искусственный интеллект, система распознавания всего что угодно, от предварительного диагноза по анамнезу, предварительных диагнозов по разметке изображений. И вторая история, на мой взгляд, это история с удаленной диагностикой пациентов. И там она тоже достаточно четко делится на два типа: это устройства медицинского назначения, которые сертифицированы в России, и устройства бытового характера. Если взять термометр, то, наверное, он не сертифицирован в России как медицинский, но при этом это хороший термометр, умеет все отдавать по Bluetooth, вставляться в Android, то есть прекрасное изделие. Но это прибор бытовой, и ни в какую МИС его интегрировать не получится, по крайней мере, официально. Ваше приложение – это инструмент для интеграции с такими устройствами. Вы уже что-то продумали? Что к вам можно подключить? И насколько это сложно?

Ксения Ульянова:

В будущем можно будет подключить «Apple Watch». Соответственно, потом можно будет тоже с разными гаджетами синхронизироваться.

Олег Смирнов:

Но вы уже прорабатывали процентную интеграцию?

Ксения Ульянова:

Это уже проработано. Насколько я понимаю, в ближайшие месяцы мы это запустим.

Олег Смирнов:

Только «Apple Watch»?

Ксения Ульянова:

Нет, там будет несколько приборов. Я думаю, что впоследствии мы сможем все гаджеты синхронизировать с нашим приложением.

Олег Смирнов:

С производителями гаджетов общались на эту тему?

Ксения Ульянова:

Общались.

Олег Смирнов:

Что говорят?

Ксения Ульянова:

Некоторые неохотно отдают свое IP, а другие более охотно идут.

Олег Смирнов:

Но у некоторых их просто нет.

Ксения Ульянова:

Некоторые в открытом виде, если я не ошибаюсь, «Healbe». «GoBe», это тема будущего.

Олег Смирнов:

Судя по выставке «Здравоохранение», ты абсолютно права. Действительно, видно много устройств, которые потенциально готовы к интеграции к МИСам, к интеграции с различными приложениями. Я видел достаточно много представителей Китая с тонометрами. И у них есть договоренности с нашими дистрибьюторами, они в процессе либо сертификации, либо на выходе из процесса сертификации. То есть они уже выставляются и что-то предлагают рынку: тонометры, градусники. Честно говоря, я не очень понимаю, зачем градусники сертифицировать и выделять их в медицинские, но тут уже такая условность, тут надо поиграться. С холтерами пока для меня история не очень понятна. К МИСу они будут интегрироваться. Будет ли эта история как-то играться с приложениями? С производителями холтеров общались?

Ксения Ульянова:

Еще не общались, к сожалению. Мы только в самом начале пути.

Олег Смирнов:

Холтеры и суточные мониторы АД – история, с одной стороны, достаточно дорогая, а с другой стороны, одна из самых интересных. И производители кардиомониторов и холтеров – ребята достаточно подкованные в телемедицине, и они это умеют делать достаточно хорошо и достаточно давно. Это может быть диагностика на уровне ЛПУ, это может быть удаленная диагностика, диагностика «врач-пациент». Это реально работающие истории. Думаю, что не нужно откладывать, очень интересная тема.

Ксения Ульянова:

Я считаю, что в этом большой потенциал, потому что население стареет. 78 или 82 – рекордный показатель, то есть такого никогда не было.

Олег Смирнов:

Это прекрасно. Значит, здравоохранение работает, смертность уменьшается. Вся эта история – это, в общем-то, история про превентивную медицину. Ты, как представитель биохакинга, как активный представитель ЗОЖ, что про это думаешь?

Ксения Ульянова:

Я думаю, что за этим будущее, потому что сейчас у нас существует большая боль со всеми медицинскими сервисами – они предназначены именно для больных людей. Может быть, только «Велтори» дает рекомендации по здоровому образу жизни.

Олег Смирнов:

Не только «Велтори», достаточно много уже игроков. Причем это появляется в самых неожиданных местах. Есть один екатеринбургский завод с полностью сертифицированным устройством, уже как мед. прибор, обработка пульсовой волны на основе данных, полученных с датчиков кожно-гальванической реакции. Я в ближайшее время познакомлю с этим устройством. У нас будет гость и непосредственно расскажет.

В плане диагностики, преддиагностики устройства появляются. Я сам видел, мы снимали показания, то есть достаточно наглядно показывает уровень стресса. Там немножечко отличается от истории с «Велтори», требует приобретения устройства, не завязано ни на камеру смартфона, ни на что, то есть это полностью отдельное устройство, которое использует датчик кожно-гальванической реакции.

На самом деле, с датчиками кожно-гальванической реакции получаются презабавные истории. Это применяется уже на транспорте, начинается внедрение. Наш следующий гость следующей передачи будет рассказывать про мониторинг ответственных операторов транспорта. И «Healbe» – в принципе, это импеданс плюс датчик кожно-гальванической реакции.

Ксения Ульянова:

По-моему, второй. У них там уровень стресса.

Олег Смирнов:

Физтех возится с разработкой браслетиков, правда, они еще год назад заявили. Пока релиза не видно, но там есть нюансы, видимо. Я думаю, мы с каждым годом будем получать все больше и больше устройств на основе датчиков КГР. Моя вера – это датчики PPG, то есть фотоплетизмография. Это та же обработка пульсовой волны, только за счет света, то есть это другой тип устройств. Там тоже проблемы с точностью. И там точно будет проблема с медицинским сообществом, потому что тут есть традиционная тонометрия. Посмотрим, кто победит.

Ксения Ульянова:

Единственное, чего я опасаюсь, что все это будет очень дорого стоить, то есть это будет доступно только людям с хорошим достатком. А все-таки превентивная медицина, мониторирование еще важно для людей пожилого возраста, ну, какие пенсии у стариков? Вот это меня больше всего напрягает.

Моя вера – это датчики PPG, то есть фотоплетизмография. Это та же обработка пульсовой волны, только за счет света, то есть это другой тип устройств.

Олег Смирнов:

Есть несколько другие опасение, что даже когда есть деньги, очень сложно психологически.

Ксения Ульянова:

Тогда умная одежда.

Олег Смирнов:

Согласен. А что ты про это знаешь?

Ксения Ульянова:

В Америке появилось такое устройство, которое может заменить браслет, его можно стирать, его не надо подзаряжать. Кладешь его в белье или в кармашек и носишь, как мониторчик. К сожалению, в предзаказе все уже раскупили.

Олег Смирнов:

Продолжим. Биохакинг.

Ксения Ульянова:

Биохакинг – мне кажется, это такой ЗОЖ 2.0 сейчас. Биохакинг – термин достаточно широкий. Некоторые понимают под этим курс ноотропиков, некоторые – витамины, другие – увешать себя всякими мониторами.

Олег Смирнов:

А я пока еще не понимаю, что такое биохакинг, на самом деле. Я читал одну статью, познакомился с тобой, то есть больше живых я биохакеров не видел в жизни.

Ксения Ульянова:

На самом деле, я никакой не биохакер. Я пью витамины, пробиотики, чтобы укрепить иммунитет. То есть я за хорошую медицину без какого-то экстрима. Я люблю бегать, я бегаю полумарафоны, марафоны еще пока нет, пытаюсь поддерживать себя в форме, потому что работа обязывает.

Олег Смирнов:

А что делает директор по развитию в цифровой медицине? Что в твои обязанности входит?

Ксения Ульянова:

Пиар, ищу новые рынки сбыта, делаю маркетинговые стратегии, отвечаю за маркетинговые коммуникации.

Олег Смирнов:

На многих конференциях, прошедших этой осенью, нередко звучали посылы, что маркетинга в медицине как такового нет. А вот надо ли?

Ксения Ульянова:

Очень даже надо, потому что маркетинг в медицине – это большая боль. Если поискать: «Ищу врача», у нас по SЕО-оптимизации вылезет везде «DocDoc». Собственно, надо искать новые рынки.

Олег Смирнов:

Я с определенным набором болячек не буду искать ни «DocDoc», ни что-то еще.

Ксения Ульянова:

А каким ты путем пойдешь?

Олег Смирнов:

Я открою свое приложение к ДМС, посмотрю клиники, посоветуюсь с коллегами какая больничка получше.

Ксения Ульянова:

У тебя что в ДМС входит?

Олег Смирнов:

Много чего входит.

Ксения Ульянова:

Например, у тебя 10 штук массажей. Хочется же что-то еще?

Олег Смирнов:

Опять же, тут же процесс какой? Ты прошел 10 штук – понял, кто делает нормально, и идешь непосредственно уже к человеку. Увы, такой лайфхак.

Ксения Ульянова:

Мы сейчас разрабатываем сервис для В2В – это личный кабинет партнера, который позволяет таргетировать рекламу на пациентов, то есть в нашем сервисе. У нас не только мобильное приложение, но и скоро выйдет десктоп-версия. Будет небольшая маркетинговая лазейка, чтобы привести к себе пациентов. Там будет все очень интересно. В новом году уже как раз хотим запустить.

Мы сейчас разрабатываем сервис для В2В – это личный кабинет партнера, который позволяет таргетировать рекламу на пациентов.

Олег Смирнов:

А врачи хотят запускаться?

Ксения Ульянова:

Врачи активно идут. Мы уже ходили в несколько клиник.

Олег Смирнов:

Клиники или врачи?

Ксения Ульянова:

Именно клиники. Менеджмент клиник.

Олег Смирнов:

А сами доктора что говорят?

Ксения Ульянова:

У нас и частнопрактикующие врачи могут размещать объявления, искать пациентов, которые будут пользоваться нашим сервисом.

Олег Смирнов:

Я слышал другую историю, что те, кто с определенной наработанной базой, не очень рвутся туда, то есть им важна текущая клиентура, сохранение текущей клиентуры и сарафанное радио. Вот их этот канал вполне устраивает. И вставать в ряды других специалистов дабы конкурировать с ними на каких-то площадках, в рейтингах – им не очень нравится эта история.

Ксения Ульянова:

У нас будет не совсем Интернет. У нас же, скорее, сервис, поэтому почему бы и нет? Мы даже опросили, приглашали к себе врача.

Олег Смирнов:

Делали опросы?

Ксения Ульянова:

Да. Приглашали врача, он посмотрел, ему очень понравился личный кабинет.

Олег Смирнов:

Удобно пользоваться?

Ксения Ульянова:

Это будет такой «Facebook» для врача, легкий, удобный – не такой запутанный, как Facebook.

Олег Смирнов:

А непосредственно рекламный кабинет?

Ксения Ульянова:

Ты пробовал там запускать рекламу?

Олег Смирнов:

Да.

Ксения Ульянова:

Может быть, для тебя это легко, а для врачей это, как показывает практика, не очень легко.

Олег Смирнов:

А может, им это просто не надо?

Ксения Ульянова:

Частнопрактикующим врачам действительно нужны пациенты.

Олег Смирнов:

Вот у меня такое мнение, что к врачу с руками и с головой и с достаточно нормальной практикой, который действительно что-то умеет, придут. Практика подсказывает, есть доктор, невролог, барабанщик, как ни странно, молодой. К нему ближайшая запись через два месяца. Не буду рекламировать ни клинику, ни врача, но вот просто разносторонний человек. То есть ежедневно у него прием. Буквально вчера звонили, узнавали – ближайшая запись на два месяца. Зачем ему «DocDoc»?

Ксения Ульянова:

Ситуация меняется всегда. Ведь пациентов много не бывает. Иногда врач приезжает, например, в другой город, ищет свою клиентуру там. Поэтому тут все от ситуации зависит.

Олег Смирнов:

Что должно произойти, чтобы пойти на открытый рынок искать себе врача? Потому что все-таки история поиска врача – история интимная.

Ксения Ульянова:

Например, девушка потеряла работу, а гинеколог в поликлинике – так себе. Что ты будешь? Пойдешь и будешь искать врача. У тебя появится такая потребность. Первое – ты посмотришь на цену, если ты, например, без работы сидишь, чтобы недорого стоило, пойдешь в Интернет.

Олег Смирнов:

ОМС – недорого, бесплатно.

Ксения Ульянова:

Ты пришел и понял, что не твой врач. Ты не сможешь просто с ним.

Олег Смирнов:

Раз в год ты можешь перекрепиться.

Ксения Ульянова:

Скорее, ты пойдешь искать на рынок, потом почитаешь отзывы в Интернете, выберешь себе врача и пойдешь к нему.

Олег Смирнов:

Кто следует такой логике?

Ксения Ульянова:

Я наблюдаю, как маркетолог, сидя в этих пациентских сообществах: очень много. Сообщество «Промолодость», есть такое в Facebook. Я постоянно смотрю запросы, что спрашивают, изучаю рынок. Гинекологи – это всегда большой спрос, неврологи опять же, мануальщики. Я тоже хожу все время к одному мануальщику. Я его, кстати, на Facebook нашла, и он очень популярный врач.

Олег Смирнов:

То есть в «DocDoc» ты не ходила?

Ксения Ульянова:

Я работала в «DocDoc», ходила пару раз, но все равно я лояльно отношусь к своему врачу-неврологу, который меня после забегов периодически восстанавливает. Собственно, всегда будут востребованы врачи женских специальностей.

Олег Смирнов:

Меня смущает, что количество мессенджеров, количество тех компаний, которые пошли в Интернет с разработкой сервиса поиска врачей, причем компаний крупных, достаточно известных, на мой взгляд, зашкаливает, и многообразие этих услуг размывает рынок. В конечном итоге, к чему может привести? Появятся купоны, появятся скидки.

Ксения Ульянова:

А сейчас уже появились, везде купонаторы. Мы тоже, кстати, будут реализовывать у себя скидки и акции в нашем сервисе и мобильном приложении, чтобы привлекать пациентов.

Олег Смирнов:

Я понимаю, но это же несколько хоронит ценность услуги. И потом, если врач хороший, то мы вспоминаем про запись в два месяца. То есть мы либо должны тогда начать продавать очередь к нему, а это вообще стремная история. То, что по ОМС, по ДМС – вот, пожалуйста. Только в данном случае еще и по ДМС очередь образуется или платный прием. Тут уже другая услуга формируется – перепродажа времени специалиста, есть у меня такое опасение.

Ксения Ульянова:

Я считаю, что тут есть где развернуться и игрокам, и пациенты могут всегда выбирать. Собственно, всегда будет спрос на эти услуги. Давай сейчас поговорим про телемедицину как о тренде на следующий год.

Олег Смирнов:

Давай.

Ксения Ульянова:

С 1 января «show must go on», как говорится, но это будет только вторичная консультация, возможно, удаленная, и все равно надо будет идти в поликлинику к лечащему врачу, но все основные игроки («Яндекс.Здоровье») останутся. И останутся информационные услуги, когда врач, скорее, играет роль психотерапевта или психолога, когда ты с ним можешь поговорить, сказать, что у тебя болит. А как ты относишься к таким консультациям?

Олег Смирнов:

Я отношусь к истории с консультациями удаленно достаточно скептически, как и к поиску врача. Для меня телемедицина, в принципе, это сопровождение пациента, это убирание бюрократии, убирание необходимости формализировать повторный прием, то есть ногами ходить за результатами анализов, принятие данных из другого учреждения, принятие данных в медкарту с диагностических устройств. Для меня вот это – телемедицина.

Ксения Ульянова:

Для меня телемедицина – это, скорее, телепсихиатрия. Хороший врач всегда по цвету кожи может определить у тебя заболевание. Только взглянет на человека – и скажет: «Печень не в порядке». А как через приложение?

Олег Смирнов:

В приложении видеосвязь. Я вообще не представляю, что там может быть и зачем мне видеть врача. Показать прыщик? Если в дерматологии это работает, но опять же, это мы опять про диагностику. Просто в данном случае в качестве диагностики используется снимок поверхности кожи.

Ксения Ульянова:

Да. Моя история – это, скорее, когда пациент тебе на что-то жалуется, ты его успокоишь и направишь к специалисту в поликлинику.

Олег Смирнов:

А что в этом нового? Мы удаленно были линией горячей психологической помощи, и человек по телефону мог получить эту услугу.

Ксения Ульянова:

Но раньше это была история без пиара, а сейчас это все пошло в пиар, чем занимается как раз сейчас «Яндекс.Здоровье».

Олег Смирнов:

Они позиционируют достаточно много, то есть сегодня у них вышло, что они пациентов спасают, скорую вызывают. Если это происходит, и реально хотя бы одного человека спасли, а если спасли 300, то ура!

Ксения Ульянова:

Это уже здорово.

Олег Смирнов:

Это плюс. А где тут коммерческий фактор?

Ксения Ульянова:

Сколько у них стоит консультация? 500 рублей?

Олег Смирнов:

Не знаю.

Ксения Ульянова:

По-моему, 500. Первая – 100 рублей или вообще бесплатно. Ты знаешь, монетизируется это, конечно, достаточно слабо, скорее, масштаб.

Олег Смирнов:

Как это все превратить в деньги – это вопрос. Аппаратов для диагностики много, в регионы они поставляются. Хороших врачей, особенно в регионе, мало.

Ксения Ульянова:

Что ты думаешь про «DocDoc»? Сейчас устанавливают телекабины в Сбербанке. Ты бы стал пользоваться?

Олег Смирнов:

Не знаю. В Москве вряд ли, 99%, что нет.

Ксения Ульянова:

В регионе, например?

Олег Смирнов:

Я не очень знаком с медициной в регионе. Насколько я слышал от родственников, от знакомых, медицина там платная, и люди за денежку ходят к врачам. Насколько это доподлинно – мне тоже не очень известно. Кабинка в Сбербанке – прикольно. Только если там не стоит диагностического устройства и нет оператора – а что дальше-то делать? Там УЗИ полноценное будет стоять?

Ксения Ульянова:

Вроде бы да.

Олег Смирнов:

Нужен оператор УЗИ, то есть нужен человек, у которого есть сертификат на проведение исследований, в общем-то, опять же доктор. То есть просто зайти в кабинку и сделать УЗИ – наверное, нет.

Ксения Ульянова:

Этим занимаются на Западе, есть телекиоски. Там могут снять ЭКГ, померить давление, анализ крови тоже берут.

Олег Смирнов:

Анализ крови – пока нет, но анализ мочи можно передать удаленно, ЭКГ можно передать удаленно – устройство есть. С тонометрами, я думаю, это ближайшее будущее, которые будут отдавать по Bluetooth. Там ничего сложного тоже нет. Но это набор устройств, которые относительно здоровому человеку не очень надо, а тому, кто заболел, – в принципе, он и домой может купить. И вот ценность предоставления этого набора в отдельно взятой кабинке? Какой должен быть поток туда?

Ксения Ульянова:

Посмотрим. Как Сбербанк установит – сходим туда с тобой и протестим. К сожалению, сюда это не принесешь.

Олег Смирнов:

Надо смотреть, что будет напихано в этой кабинке, что она будет уметь. Потому что если там есть лаборатория, забор крови, то должны быть соответствующие СанПиНовские нормы. По-моему, без персонала это не сделать.

Ксения Ульянова:

Кстати, забор крови осуществляется только в лечебном учреждении.

Олег Смирнов:

«ИНВИТРО» как-то это делает, но, видимо, они тоже сертифицированы.

Ксения Ульянова:

Да.

Олег Смирнов:

Рынок забора крови и исследований по крови достаточно плотненький, то есть «Гемотест», «ИНВИТРО» вряд ли своим рынком жаждут поделиться. Им вроде и так хорошо. Насколько помню, на митапе представитель «ИНВИТРО» сказал, что нам лиды от этих систем не нужны, у нас и так все хорошо. Это как раз история про кабинки.

Ксения Ульянова:

Мы все ждали, что будет и первичная консультация, бизнес ждал.

Рынок забора крови и исследований по крови достаточно плотненький, то есть «Гемотест», «ИНВИТРО» вряд ли своим рынком жаждут поделиться.

Олег Смирнов:

Меня, наоборот, эта история пугала с первичной консультацией.

Ксения Ульянова:

Все думали, что на этом разбогатеют. Посадят врача, посадят пациента, и они как-то будут коммуницировать между собой.

Олег Смирнов:

Для меня это было не очень понятно: зачем? Возможно, есть те специалисты, которые могут по анамнезу и по неглубокой диагностике в разговоре либо по телекамере продиагностировать.

Ксения Ульянова:

Но есть определенные скрипты.

Олег Смирнов:

Возможно.

Ксения Ульянова:

Если ты пригласишь моего коллегу («Мобильный доктор») в эфир, он тебе все расскажет, как это у него работает. Там есть стандарты качества. Он мне показывал скрипты врачей, соответственно, какие-то свои наработки. Там все очень с умом.

Олег Смирнов:

Вот я сегодня звоню в стоматологию и начинаю объяснять, что со мной случилось. Я не хочу объяснять, что со мной случилось, я хочу, чтобы они залезли и посмотрели, что там у меня.

Ксения Ульянова:

У нас как раз реализована медкарта для всей семьи. Причем ты можешь ввести за своего родственника.

Олег Смирнов:

А как в поликлинике РАН увидят вашу карту?

Ксения Ульянова:

К сожалению, еще пока с МИСами мы не проработали эту тему.

Олег Смирнов:

Здесь вопрос интересный, что не нужно объяснять: когда ты был, когда ты сдавал, что ты сдавал, какие у тебя результаты. Когда открылось у тебя – и вся твоя история лежит в одном месте.

Ксения Ульянова:

Я верю, что блокчейн вот это все может. Есть проект «RoboMed». У них смарт-контракты, когда человеку оказывают определенный набор услуг, и только тогда переводятся в лечебное учреждение деньги за оказанные услуги.

Олег Смирнов:

У нас по ОМС деньги проходят, то есть надо, чтобы еще прошло.

Ксения Ульянова:

У них там своя МИС.

Олег Смирнов:

Вот разнообразие МИС меня пугает ровно настолько же, как разнообразие мессенджеров для консультаций.

Ксения Ульянова:

Сейчас все очень активно обращаются в Telegram. Сегодня мы выпустили статью на сайте – подборка лучших Telegram-каналов. С каждым месяцем чатов становится все больше, заходишь туда, говоришь: «Доктор, у меня вот это, вот это, вот это» – и тут же доктора тебе: «Посылай быстрее файл». Ты посылаешь прямо в чатик – и тебе говорят диагноз. Конечно, это неправильно, но есть первичный страх, что у тебя что-то не так.

Олег Смирнов:

Но они же тебе диагноз все равно не говорят. Они ведь тебя на прием, скорее всего, посылают.

Ксения Ульянова:

Они очень тактично могут тебе написать в личку: «Девушка, у Вас подозрение на такое-то. Вы сходите вот к тому врачу». Или: «Напишите ко мне». Тоже в личку.

Олег Смирнов:

Опять же прием.

Ксения Ульянова:

Да, прием. То есть это классный канал привлечения пациентов.

Олег Смирнов:

Я не против привлечения, я не против рекламы. Telegram работает, как мессенджер, как канал коммуникации он преуспел, я только за.

Ксения Ульянова:

Ты знаешь, я мечтаю, чтобы МИСы были, как Google Диск – каждому расшарил ссылку. Это же круто будет. Твоя медкарта – расшарил, и все.

Олег Смирнов:

Причем с точки зрения интерфейса меня в меньшей степени все волнует. Хоть оно в синих табличках от «Norton Commander» будет. То есть меня интересует информационная составляющая, чтобы мои данные не уплыли непонятно куда, потому что их использование возможно по разным сценариям. Я не хочу, чтобы мне фарма начала навязывать то, что им выгодно, а не то, что работает. Вот эта история мне вообще не нравится.

Ксения Ульянова:

Защищенность данных – это сейчас большая проблема.

Олег Смирнов:

Посмотрим, как это все будет реализовываться. На такой ноте, пожалуй, и закончим. Обзор у нас вроде бы удался. Спасибо, Ксения.

Ксения Ульянова:

Спасибо. Подписывайтесь на мой Telegram-канал @medicalksu и скачивайте Medical Note (наше мобильное приложение для здоровья).

Олег Смирнов:

Да, там еще и iPhone выиграть можно.

Ксения Ульянова:

Да, выиграть можно, точно.

Олег Смирнов:

Всем спасибо. До свидания!

Ксения Ульянова:

Пока.